Визуальное знакомство

Эта статья опубликована в мартовском номере журнала "Бизнес со смыслом"
------------------------------------------------------------------------------

История появления метода 

Если спросить, чем лично мы как фасилитаторы можем гордиться, так это изобретением народного метода. Перелистывая ленты соцсетей, едва ли не каждый день видим «Визуальное знакомство» в действии. Как народная песня, уже и не вспомнится многим, что придумали его мы прямо на сессии в 2012 году (примерно, когда создали «Правила игры»), однако отрадно, что в какой-то степени благодаря «Визуальному знакомству» попали в анналы фасилитационного фольклора.

Несколько лет назад был очень жадный спрос на тренинг «Майнд-менеджмент: результат с удовольствием». Мы активно возили его в регионы, где особенно сильно нужно было на старте суметь вовлечь участников.

Если кто-то сталкивался, особенно лет 5-7 назад, с опытом работы в субъектах (сейчас, к чести сказать, мотивация у людей существенно изменилась), то вы знаете, что бизнес-тренеров в глубинке тогда воспринимали или как докладчиков на семинаре, или вообще как гастролирующий цирк: «Вы там показывайте нам представление, а мы посидим». Либо это была история с кислыми лицами оторванных от дел людей. В любом случае ничего предвещающего оперативный настрой на работу не читалось. А нужен был, конечно, результат. Через сопротивление конструктив не наладишь. И мы поставили себе задачу научиться включать аудиторию за 5 минут. Так однажды и родился инструмент-выручалочка «Визуальное знакомство».

Алгоритм

Мы часто думаем о том, как включить голову и «разогреть» мысли. Есть даже специальные методики – задачки решать в голове, вспоминать стихи и т.д. Не менее важно – научиться включать тело. Незаменимо – научиться делать это синхронно.

Одним из способов является рисование на заданную тему. На тренингах в самом начале люди о себе часто что-то говорят. А нам захотелось предложить нарисовать. Конкретный запрос мы всегда строим в зависимости от темы встречи: портрет себя, эталонного лидера, ретроспективы проекта - что угодно. Неизменным остается правило: «Представьте: вам надо что-то объяснить существу, который не говорит ни на одном из известных языков. Как это сделать?». Разъяснять на пальцах? Можно. Но нарисовать – скорее всего, сработает лучше. 

После этого обычно спрашиваем, кто рисует лучше всех, и кто не умеет рисовать совсем? Чтобы вторые не начали смущаться, мы обычно сами сразу визуализируем нечто, похожее не детскую «каляку-маляку» - тем самым показывая, что даже если вы не Рембрандт или Кипренский, изобразить можно понятно даже в схемах и каракулях. По опыту, обычно после того, как фасилитатор продемонстрирует свое художественное бессилие, группа расслабляется. Шаг первый – рисуем.

Далее. Создаем «броуновское движение». Подойти друг к другу, улыбнуться и попытаться угадать замысле «художника» напротив. Если угадали – отлично. Не получилось – не играем в партизан и делимся секретом.

При этом просите людей наблюдать за собственными ощущениями, описывать их. В 100% случаев на лицах улыбки, расположенность, добродушие, а уровень доверие к происходящему растет на глазах, ведь в каждом из нас живет ребенок. А все дети уверены, что умеют рисовать, пока их не разуверят в этом взрослые.

Следующий шаг. Вместе с командой зафиксируйте связи: у кого и чему вы хотели бы научиться? Чей рисунок наиболее полно отразил задачу, кто интереснее всех преподнес видение, кто поднял настроение? Мы в последнее время даже уходим от соревновательного элемента и не используем формулировку «лучше всех», просто предлагаем провести связи с теми, кто показался ценным и интересным.

Если цель упражнения не просто познакомить, но и закрепить контакты, предложите желающим приделать к своим картинкам визитки. Так сочетается приятное с полезным.

 

Где применяется инструмент

Где угодно. Включаться нужно всегда: на тренинге, ретроспективе проекта или года, диагностике, стратегической сессии и т.д. Разница лишь в формулировке запроса на визуализацию.

Кейс

«Немного странный кейс», - скорее всего подумаете вы, прочитав текст дальше. Этот пример о взаимной пользе и честности. И сэкономленном времени и нервов у обеих сторон.

Однажды инструмент помог нам с потенциальным клиентом еще на этапе диагностики взаимно понять, что мы не подходим друг другу. 

На пробном тренинге мы попросили нарисовать портрет идеального мирового лидера. «Победителем» в номинации стал Адольф Гитлер.

…Вот так с помощью рисунка мы поняли, чем дышат люди. Наглядно? Да. Хорошо, что подавляющее большинство видят мир иначе, и при использовании инструмента «Визуальное знакомство» демонстрируют лояльность понятиям созидания, миролюбия, оптимизма и чувства юмора.

Риски

1.      Не захотят рисовать.

Обычно, если такие ситуации и возникают, то мы осторожно объясняем человеку, что среди нас никто не умеет рисовать, потому повода для комплексов нет. А если рисовать в привычном понимании не хочется, на помощь могут прийти геометрические фигуры и другие условные обозначения. И еще: попросите человека обернуться. Когда он увидит, что из 20 человек отказывается только он один, из чувства солидарности обычно все равно берет в руки маркер. И потом уже не остановить!

2.      Вы слишком многое узнаете о группе. Например, как мы в кейсе, описанном выше.

Но тогда отнеситесь к этому конструктивно: кто владеет информацией – тот владеет миром. И может его менять.