Автор карты:
Антон Касимов
Рецензия Антона Касимова:
Представьте себе: в зале погас свет, вы выходите из-за кулис, перед вами большая аудитория, на сцене красный круг, на котором предстоит находиться все выступление. Ладони немного вспотели, в горле пересохло, легкая дрожь в ногах, в руке сжимаете пульт от проектора. Люди смотрят на вас с интересом и ждут. А вы все никак не можете начать.
Стоит продолжать дальше? В момент написания этих строк я прочувствовал эту ситуацию, вы, надеюсь, тоже. Крис Андерсон, куратор TED и автор книги "TED Talks. Слова меняют мир", рекомендует пользоваться страхом как мотивацией при подготовке к презентации. Именно страх станет спусковым курком к эффективным репетициям и их частым повторениям.
Кто как не он обладает ошеломительным опытом в подборе и подготовке выступающих, разбирается в успешных презентациях и качественных способах доставки идеи от спикера к аудитории. Вряд ли кто-то возьмется спорить, что идеи, презентованные на TED, способны быстро распространяться и без дальнейшего участия выступающего.
Никто также не опровергнет бешеную популярность конференций и их социальную значимость. Но мало кто знает, что когда Крис пришел в TED в начале 2000-х, организация претерпевала упадок и находилась на волосок от закрытия. 15-минутная речь, которую он произнес в 2002 году была решающим аккордом, который склонил чашу весов в пользу продолжения деятельности. И сегодня TED пользуется глобальным успехом в интернете. Интеллект-карта по книге главного организатора, вдохновителя и мотиватора всемирно известной конференции Technology, Entertainment, Design.
И неважно будете ли вы когда-нибудь выступать на TED, не имеет значения частота, с которой у вас случаются публичные выступления (может она и нулевая). Важно то, что вам каждый день нужно взаимодействовать с другими людьми и доносить до них свои идеи, мысли и умудриться сделать так, чтобы собеседник открыл свой разум и воспринимал сказанное вами. Не всегда и не у всех случается донести смысл своих слов, вас могут слушать, но не услышать. Книга представляет из себя справочник по методам и приемам, примененных спикерами в разные годы.
Андерсон пишет, что любой человек, у которого есть идея, способен произнести великую речь. Наличие идеи - бОльшая часть успеха выступления, которое можно рассматривать как путешествие из А в Б под руководством оратора.
Представьте структуру выступления в виде дерева. Ствол - это сквозная линия, которой нужно придерживаться. От него отходят ветви: нижняя ветка - вступительный анекдот, две над ней - исторический раздел и примеры неудач, еще одна - предлагаемое решение и новые доказательства, три верхние - предложение на будущее. Предлагаю краткий чек-лист для правильного выявления сквозной линии:
- Важна ли для меня эта тема?
-
Вызывает ли она любопытство?
-
Хочет ли слушатель получить эти знания?
-
Является ли мое выступление даром или просьбой?
-
Свежа ли моя информация или она уже известна?
-
Смогу ли я достаточно подробно объяснить свою тему в отведенное время и привести нужные примеры?
-
Достаточно ли я знаю, чтобы мое выступление стоило затраченного на него слушателями времени?
-
Достаточно ли у меня авторитета, чтобы говорить на эту тему?
-
Как в 15 словах сформулировать тему моего выступления?
-
Смогут ли эти 15 слов убедить людей, что им будет интересно меня слушать?
При подготовке к выступлению Андерсон предлагает взять на вооружение одно или несколько (либо вообще все) средств, которыми пользуются ораторы:
- Связь. Установление связи с аудиторией залог успешной передачи идеи.
-
Повествование. Удачно рассказанная история может вытянуть все выступление.
-
Объяснение. Легендарное высказывание Эйнштейна: "Все должно быть настолько простым насколько это возможно. Но не проще" как раз об этом
-
Убеждение. Прежде чем что-то построить, оно должно что-то разрушить.
-
Откровение. Визуально представленная идея окажет сильный эффект на аудиторию.
Визуальные средства, репетиции, одежда, ментальная подготовка, голос и внешность - всему этому посвящены отдельные главы. Книга представляет из себя презентационный конструктор, из которого (как из кубиков) можно собрать увлекательную презентацию, которая будет подходить именно вам.
И, напоследок, о красном круге на сцене TED. Конечно же он нужен для концентрации и снижения желания спикера передвигаться по сцене перед аудиторией, чтобы ничего не отвлекало от распространении идей.