Чайная династия Перловых

0 31
Чайный век Перловых

Вечерние города окутаны особой магией. С наступлением темноты у каждого горожанина есть лишь один верный путь — в сторону горящих огней. Для старого фонарщика свет фонаря — призвание. В каждом из тысяч светящихся городских окон пишутся новые строчки семейной истории. Одной такой историей со вкусом сладких плюшек и свежезаваренного чая я хочу поделиться сегодня.

Алексей, сын Иванов, никогда не имел фамилии, но с самого рождения был наделен деловой хваткой и проницательностью. Этот бесфамильный купец 2-й гильдии открыл в 1787 году розничные чайные лавки в московских торговых рядах и стал одним из первых чаеторговцев в России. Затея была рискованная, ведь большинство простых людей в то время чай даже не пробовали.

Впервые в Московском государстве об ароматном напитке узнали в начале XVII века, когда китайские послы привезли в подарок к русскому двору несколько ящиков чая. Долгое время к нему относились как к «лекарству от ста болезней», но, распробовав, стали пить для удовольствия.

чайный_1900е.jpg Испокон веков чай в нашу страну поступал из горных районов Северного Китая, а сухопутный маршрут Ханькоу — Кяхта был частью китайско-русского чайного торгового пути длиной в 11000 км. Он приобрел славу, не меньшую, чем Великий шелковый путь.

Почти весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву. Неудивительно, что именно здесь население оказалось особенно привержено к чаепитиям. И, в то время как европейский Петербург начинал утро с чашки горячего кофе, водохлебы Москвы пять раз на дню стаканами пили чай.

Вскоре чай прочно вошел в русский быт и стал любимым национальным напитком. Русское дворянство не жалело изящных фарфоровых сервизов для вечерних чаепитий. В поддержку английской традиции заваривали чай высших китайских сортов и добавляли в него молоко. Купечество предпочитало чай подешевле, быстро дающий темный настой. Именно купцы создали традицию длительного чаепития, когда за самоваром выпивали по десятку стаканов чая. Пили непременно из блюдца в прикуску с вареньем, медом, сушками, бубликами и пирогами.

К XVIII веку торговля чаем в России превратилась в доходное дело, которое привлекло немало предприимчивых людей. Среди них был и купец Алексей. Он отказался от услуг посредников, стал торговать чаем только в розницу. Для этого открыл контору в богатом сибирском купеческим городе Кяхта и стал закупать товар напрямую у китайцев. Это позволило ему значительно снизить цены на чай и получить преимущество перед конкурентами.

 c70878fb3985ae9ead6b9a9439312115.jpgРискнув однажды, Алексей сделал первый шаг к основанию чайной династии. Ведь вскоре после начала его успешной предпринимательской деятельности распоряжением Сената ему было позволено в качестве официальной фамилии принять фамильное прозвище «Перлов». По бытовавшей легенде, родоначальник семьи жил на реке Яузе, вода в которой была настолько чистой, что там можно было выловить жемчужины в раковинах.

Как вечером за самоваром члены семьи передают друг другу теплые плюшки, так и семейное дело Алексей Перлов со временем передал сыновьям. Наиболее даровитым из них оказался Василий. Он достойно продолжил отцовское дело и вывел его на новый уровень. Чай продолжал набирать популярность уже далеко за пределами Москвы. Фирма Василия Перлова вышла на мировой уровень чаеторговли. Его успех заключался в умелой ценовой политике и заботе о качестве товара. Сухопутная доставка из Китая позволяла сохранять аромат и вкус чайного листа и делала напиток доступным даже для крестьян.

Василий Алексеевич Перлов.jpgсемен Васильевич Перлов.jpgСергей Васильевич Перлов.jpg

Василий Алексеевич Перлов и два его сына: Семен Васильевич и Сергей Васильевич.

Прошло чуть больше 70 лет с момента открытия Алексеем Перловым первой чайной лавки, как Василий Алексеевич основал Торговый дом «Василий Перлов с Сыновьями». Теперь он вел дела вместе со своими детьми - Семеном тридцати девяти лет и двадцатичетырехлетним Сергеем. Они продавали чай по сортам и фиксированным ценам. Также Перловы активно боролись с подделками, наводнявшими чайный рынок. Настояли на принятии закона, обязывающего чаеторговцев продавать чай только в пачках, с указанием фирмы и даты упаковки. Семейное предприятие стало известно даже в Европе. Магазины торгового дома открывались в Вене, Берлине, Париже и Варшаве.

После смерти Василия Перлова сыновья поделили наследство и стали работать порознь. Старшему Семену отошла семейная фирма, а младшему Сергею достался особняк на Мясницкой. Здесь он организовал свое предприятие, фактически заново отстроив особняк и превратив его в чайную фабрику. На парадном фасаде появилась вывеска: «Сергей Васильевич Перлов и Ко». Началась эпоха родственной конкуренции.


   Фирма  Семена «Василий Перлов с сыновьями» продолжала дело основателя династии. Вот уже более ста лет она торговала с Китаем и делала упор на оптовой торговле. Семен Васильевич делал ставку на массового непритязательного покупателя. А если и занимался розницей, то старался продавать чай в дешевых картонных и бума жных упаковках. 

Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко», напротив, делало упор на развитие розничной торговли, рассчитывая на состоятельных купцов и аристократов. Для богатой публики чай был не просто напитком. Чаепитие для них было настоящей китайской церемонией. В магазине на Мясницкой улице чай продавался в изящных и со вкусом оформленных жестяных баночках, которые более походили на небольшие шкатулки. Для представителей аристократии выпускались хрустальные чайницы. Конечно, они стоили дороже. Сергей Перлов напоминал покупателям, что он хоть и является продолжателем дела своего отца, но развитие чайного дела ведет по-своему. В результате, в начале XX века, когда компания «Василий Перлов с сыновьями» оказалась в серьезном упадке, дела в Чайном товариществе «Сергей Васильевич Перлов и Ко» шли не в пример лучше.

 Сергей Васильевич, с присущей ему деловой хваткой, успешно развивал свою новую фирму, расширял рынки сбыта и увеличивал количество магазинов, сохраняя в себе при этом светлый ум, благородство и честность.

В 1890-м началась перестройка дома на Мясницкой улице. В трехэтажном каменном здании должен был расположиться главный магазин новой компании Сергея Васильевича Перлова, его апартаменты и съемные квартиры. Строительные работы длились два года.

Сергей Васильевич Перлов был личностью разносторонней — любил музыку, обожал театр, а потому в новом доме начались музыкальные вечера и домашние спектакли, в которых участвовали его домочадцы и друзья.

Еще он славился любовью к азиатской культуре и разместил у себя коллекцию произведений искусства Востока. Возможно, именно эта привязанность привела к тому, что вплоть до окончания строительства Перлов медлил с окончательной отделкой лицевого фасада. И это был перст судьбы. Вскоре неизбежная конкуренция между владельцами семейного бизнеса стала импульсом к чудесному превращению новостройки в лакированную «китайскую шкатулку».

В 1896 году в Россию на коронацию императора Николая II ожидали одного из самых влиятельных сановников Китайской Цинской империи Ли Хунчжана. Оба брата Перловы считали своим долгом устроить послу пышный прием. Они спорили за право принять высокого гостя и первыми заключить еще один выгодный контракт на поставку чая. Надеясь разрешить спор в свою пользу, Сергей Васильевич решил отделать новый дом и магазин в китайском стиле.

Архитектура этого «Чайного дома» была уникальна не только для Москвы. Ни в одной из европейских столиц не было подобной постройки. «Чайный дом» получил выступающие яркие красные черепичные кровельки над простенками между окнами, пронзительно голубые филенки для шрифтовых вывесок в «китайском» стиле и сверкающие на солнце резные позолоченные детали. С улицы кровельки украшали колокольчики — символ съестных лавок в Китае.

Фасад здания превратился в многократно увеличенную цветную картинку с изображением разнообразных драконов, веселых ящериц, лотосов, и словно игрушечными, загнутыми кверху китайскими черепичными кровельками. Особенно богато был отделан вход в магазин. В монументальном картуше над входом появилась надпись с названием торгового дома «Сергей Васильевич Перлов», а над высокими витринами в филенках синего цвета - надписи красными, стилизованными под иероглифы буквами: «Чай, сахар, кофе», «Главный магазин», «Главная контора и склад».

Интерьер магазина блистал яркостью и великолепием. Деревянные прилавки и колонны густого красного цвета; зелено-голубые фигурные потолочные филенки сверкали обильной позолотой и напоминали лаковую живопись Китая. Отделка внутренней стены торгового зала перекликалась с отделкой главного фасада дома — для демонстрации чайной продукции были устроены удобные стенные шкафчики, завершенные декоративными подобиями черепичных крыш.

Сергей Васильевич был уверен, что после столь капитальной и дорогостоящей подготовки высокий китайский сановник будет тронут вниманием и остановится у него. Но, увы, почетный гость не поехал в новый, завораживавший многоцветьем и позолотой китайский «Чайный дом», а остановился на 1-й Мещанской улице у его племянника и конкурента Николая Семеновича Перлова — наследника главного семейного дела Перловых. Здесь здание не перестраивали, но также украсили фасад в китайском стиле. Ли Хунчжана встречали хлебом-солью и поднесли в дар серебряное блюдо с гравюрой дома Перловых и фигурную солонку. В ответ китайский гость пожаловал хозяину высокую награду империи Цин — орден Двойного Дракона II степени.

Однако неудача с приемом Ли Хунчжана не повлияла на судьбу «Чайного дома» на Мясницкой. Китайский стиль особняка подчеркивал историю русской чайной торговли. Ведь чай - едва ли не самое яркое свидетельство давних контактов России с Поднебесной империей. Неслучайно сложилась поговорка: «Чай у нас китайский, сахарок — хозяйский». О происхождении перловского чая красноречиво говорили и яркие упаковочные коробки с изображениями нарядных китайцев.

Сегодня «Чайный дом» Сергея Васильевича Перлова — одно из самых красивых зданий Москвы. Он не имеет равных по сохранности подлинных деталей архитектуры. Этот любовно оберегаемый чайный магазин, почитаемый поколениями москвичей нарядный и удивительный дом напоминает нам о многовековых связях с Китаем, о традициях московских чаепитий и о большом вкладе семьи Перловых в российско-китайские торговые отношения и развитие русской бытовой культуры.

За сто лет успешной торговли Перловы стали «чайными королями» России. В начале XX века они имели более 130 фирменных магазинов в России и Европе. Справедливо считается, что исторической заслугой купцов Перловых была популяризация чая в России, его широкое распространение среди простого народа, а также превращение в «православный» напиток, который в дореволюционной России активно противопоставлялся водке.

Каких только пословиц и поговорок не сложил русский народ о заморском напитке - «Выпей чайку — забудешь тоску», «Чай не пить — так на свете не жить», «Чаем на Руси еще никто не подавился», «С чем будете чай пить: с ложечкой или с сахаром?», «За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем».

В 1887 году по указу Александра III «во внимание к 100-летней деятельности рода московских купцов Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг» им было пожаловано потомственное дворянство. В дворянском гербе Перловых изображены чайный куст и шесть крупных перлов-жемчужин. Семейный девиз: «Честь в труде».

После революции «Чайный дом», как и большинство других жилых зданий в центре Москвы, превратили в коммуналки, но в нем сохранился популярный магазин «Чай-кофе». В 1992 году представители трех дореволюционных династий — Пороховщиковы, Муравьевы-Апостолы и Перловы предложили городу сдать им бывшую фамильную собственность в аренду. В качестве исключения, с оговорками, но разрешение было дано. Внучка основателя «Чайного дома» Жанна Киртбая создала ЗАО «Перловы и Ко», выкупила с аукциона право аренды с обязательством его восстановить и отреставрировала здание. Это заняло 12 лет. Для реконструкции в Китае заказали 148 утраченных элементов фасада, все остальное — профессиональная работа отечественных мастеров. Им удалось найти подлинные цвета красок времен Сергея Перлова, воссоздать детали. В процессе реставрации было сделано множество уникальных находок: детали из шпиатра, дерева, латуни, считавшиеся утраченными, были отреставрированы, по их образцам созданы недостающие аналоги. Были сохранены и восстановлены решетки и ограждения балконов из шпиатра, фасадная лепнина и подлинные фаянсовые изразцы; открыта и тщательно восстановлена позолота, живопись плафонов, полихромная раскраска деталей интерьера. Кроме того, были восстановлены предметы интерьера торгового зала: встроенная мебель, прилавки, китайские фарфоровые вазы, украшения из латуни, китайские фонари. Благодаря этим кропотливым работам дому и интерьеру магазина был возвращен почти первоначальный вид, и «Перловская жемчужина» вновь заиграла яркими красками на Мясницкой улице. Теперь это одно из красивейших зданий Москвы.

От Перловых осталась чайная культура, ставшая неотъемлемой частью русской повседневности: русский самовар, русский фарфор и городской романс. Тысячи уникальных семейных историй начинались с чашечки чая. Во время чаепитий решались семейные дела, заключались брачные союзы и многотысячные торговые сделки. Но все эти истории объединяло одно – история династии, проникшей в каждый дом с крупным чайным листом в яркой шкатулке. И очередную историю о мечтателе, идущем к своему огоньку, я расскажу уже с первым снегом за чашечкой теплого чая с корицей.


0 31

Email-рассылка

Раз в неделю мы рассылаем самые интересные и полезные статьи для вашего бизнеса!

Комментарии (0) Оставить комментарий

Ежемесячный email-журнал
для лидеров организаций будущего
«Бизнес со смыслом»

Подробнее о журнале

III международный форум
«Бизнес со смыслом»

17-18 марта 2018

Узнай все о спикерах,
забронируй лучшие места!

Перейти →

×