Эволюция менеджмента

0 551
Эволюция менеджмента
Эта статья была опубликована в сентябрьском выпуске журнала "Бизнес со смыслом".

Анархичность и  директивность

Наука управления берет свой отсчет где-то с 1911 года, с публикации труда Фредерика Тейлора «Научная организация труда». Конечно, одни люди управляли действиями других людей и раньше, только как системное действие, принято считать, оформилось именно с Тейлора. Формально, дотейлоровское время можно считать временем микроменеджмента, где в среднем руководитель лично погружался во все дела и давал прямые указания кому и что делать.

Профессионализм

После Тейлора пошла другая деятельность, все производственные процессы старались описать, все действия стали нормировать, стандартизировать и выделять профиль человека, который эти действия может выполнить. Это, конечно, был прорыв - вытащить на системном уровне подобную деятельность по организации деятельности на уровень науки. И это можно формально назвать Менеджментом 1.0. Кто был ярым приверженцем такого подхода? Да конечно, Генри Форд. К его личности и поступкам можно относиться по-разному, но он в деле научной организации труда был и пионером, и прекрасным практиком.

Следование

В 50-х годах произошел еще один качественный сдвиг: появилось лидерство (ну тут я лукавлю, оно было и до того, просто системно его применять начали в эти годы, ну и в 1960-х годах вышла знаменитая книга о лидерстве Роберта Таунсенда: «Сломай систему», а его, между прочим, называют «отцом лидерства» наряду с тем, как Питера Друкера зовут «отцом менеджмента»). В группе людей выделяется лидер, который эту группу ведет к достижению стратегических (в первую очередь) и оперативных целей (тут меньше, т.к. свободу действий начинаем потихоньку отдавать исполнителям). Теперь от руководителя не требовалось такого глубокого погружения в предметную область и такой точной детализации процедур и операций. Лидер указывал направление и двигал туда коллектив за собой. Это формально можно назвать Менеджмент 2.0

Эволюция-менеджмента-2.png

Вовлеченность и приверженность

А что же в наше время? А наше время породило следующий виток эволюции и имя ему - вовлеченность. Теперь результат достигается с помощью самоорганизующихся команд: групп людей с функциональной достаточностью для реализации задач, непосредственно приносящих пользу клиенту. Благодаря тесным коммуникационным связям, нацеленности на результат клиента и вовлеченности в процесс работы эти коллективы становятся командами, которые способны самостоятельно организовываться вокруг запросов или проблем, находить решения и поставлять готовый результат. Чтобы не разрушить хрупкую экосистему таких команд, нам нужны очень тонкие инструменты воздействия, и современному руководителю тут на помощь приходят коучинг и фасилитация, т.е. инструменты, позволяющие путем недирективного воздействия приводить команды к к

Эта статья была опубликована в сентябрьском выпуске журнала "Бизнес со смыслом".


Узнавайте первыми новости проекта "Бизнес со смыслом" :

* обязательные поля
0 551

Email-рассылка

Раз в неделю мы рассылаем самые интересные и полезные статьи для вашего бизнеса!

Комментарии (0) Оставить комментарий