Автор материала: Тимофей Нестик, кандидат философских наук, бизнес-тренер, фасилитатор, член IAF, с.н.с. Института психологии РАН (ФАНО)
Для чего используется: техника позволяет быстро составить карту технологий (или бизнес-моделей), используемых в отрасли, расположив их по степени новизны и в зависимости от формирующихся ожиданий (клиентов, инвесторов и т.д.).
Эта модель предложена компанией Gartner в 1995 г. И с тех пор успешно используется во многих отраслях.
Эффект завышенных ожиданий и разочарования наблюдается при появлении любой новой техники, будто появление планшетов на рынке или внедрение новой CRM системы на предприятии.
Применительно к внедрению новых технологий внутри компании это выглядит примерно следующим образом:
- «Появление технологии» - первая фаза цикла: технологический прорыв, запуск проекта внедрения, который обещает желанные цели и решение многих проблем (хорошо если не всех).
- «Ажиотаж» - общественный ажиотаж приводит к чрезмерному энтузиазму и нереалистическим ожиданиям.
- «Пропасть разочарования» - технология не в состоянии соответствовать ожиданиям, и энтузиазм быстро гаснет. Начинают появляться разные «уважительные» причины, которые препятствуют ходу проекта.
- «Совершенствование» - тут начинаются встречи, пересмотры некоторых идей или задач, корректировки хода проекта. Иногда многие задачи, которые казались важными и нужными в начале, тут отменяются, но появляются смежные задачи, которые обнаруживаются в ходе проекта и решение которых дает больше преимущества для организации.
- «Плато производительности» - преимущества технологии становятся очевидными и признаются всеми. Технология стабильна и эволюционирует во второе и третье поколение. Окончательная высота плато зависит от того, насколько широко технология применяется (источник описания)
Шаблон «Кривая Гартнера» хорошо подходит для обмена знаниями о трендах на рынке между участниками управленческой или проектной команды.
Основные шаги:
- Вспомните и выпишите на стикеры как можно больше технологий, известных на вашем рынке
- Распределите их по кривой Гартнера
- Каждый участник отмечает 3-5 технологий, о которых слышит впервые или в которых меньше всего разбирается.
- Определяются технологии, оказавшиеся наименее известными в команде, по ним определяются эксперты (выписавшие их на карточки). Эксперты по очереди или параллельно друг с другом рассказывают желающим, что им известно о технологии.
Вопросы:
- Где сосредоточено большинство технологий в отрасли?
- Есть ли на кривой замещающие продукты / конкурирующие технологии? Где они расположены относительно друг друга? Внедрение каких технологий замедляется отсутствием соответствующей инфраструктуры?
- На какие технологии нужно делать ставку уже сейчас?