Войти
в личный кабинет

0
Бесплатный звонок в России
Звонок из других стран
8 (800) 700-95-65 +7 (495) 961-17-63

Опыт счастья

0 142
Опыт счастья
Эта статья была опубликована в журнале "Бизнес со смыслом" (сентябрь, 2017)

На каком языке говорить с подростками, как научиться понимать их, как заслужить их доверие и помочь им раскрыться? Вадим Злотников, режиссер, педагог, художественный руководитель Московского педагогического театра подростков», автор проекта Л.И.С. – Люди и События, знает ответ. Говорим о сложном возрасте, о счастье творчества, театре, воспитании и ответственности.


Злотников1.jpg

О себе

Я получил медицинское образование, работал фельдшером скорой помощи и одновременно помогал супруге в школе, незаметно втягиваясь в педагогическую работу. В этой школе я поставил свой первый спектакль.

Важно было научиться понимать, что делать на сцене, чтобы действие стало важнее слов. Долго я считал, что все умею сам, но в 1992 году, несмотря на конкурс, поступил в Щукинское училище на режиссуру к В.А. Эуферу. В 1997 г. я получил диплом режиссера и вернулся в школу, где проработал 16 лет. Там я видел лица ребят, испытавших счастье творчества, открывших себя и друг друга в совместной работе.

В настоящее время основными направлениями для меня являются:

  • Московский педагогический театр подростков.

  • Выросший из трудового лагеря Детский творческий лагерь LIS CAMP, куда 5 раз в году мы организуем смены.

театр.jpg

Московский педагогический театр подростков

С 1985 года это был театр «Фантазия», но 4 года назад, когда родилась новая концепция, пришлось заменить название. Оно не очень удачное, но нам важно было подчеркнуть, что главные люди тут – подростки от 12 лет.  

Ключевое в театре – действие. А в связи с гражданской направленностью у нас свой, особенный репертуар:

  1. Спектакль TERRA INCOGNITA по мотивам произведения У. Голдинга «Повелитель мух» мы возобновили с новым составом после перерыва. В нем речь идет о том, что культура не передается по наследству и нужно потрудиться, чтобы стать человеком. Сюжет Голдинга мы адаптировали, добавили новые смыслы, историю любви, важную для подростков.

  2. Проект «Уроки истории» рассказывает о блокаде Ленинграда, судьбах детей в период Великой Отечественной войны, о Сталинградской битве и битве за Москву, об эвакуации и коллективизации.

  3. «Право на жизнь» – это пример личного мужества и противостояния преступлениям нацистов.

  4. Спектакль «Неотправленные письма» – инсценировка по мотивам документальной повести С. Алексиевич «У войны не женское лицо» и повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Здесь мы вывели особняком историю каждой девушки.

От того, с чем соприкасается подросток, зависит многое. Я не верю в воспитание, самое главное – это опыт счастья. Счастье творчества – главная позитивная база, которая останется с человеком на всю жизнь и станет для него источником сил, когда он осознает, что:

  • Я хороший.

  • Люди рядом – хорошие.

  • Мир –тоже хороший.

Инициативность, ответственность, самостоятельность – то, что, по Д.Б. Эльконину, нужно дать подростку. Но инициатива должна быть обязательно реализована, иначе подрастающий человек теряет интерес к деятельности. С ним не надо играть в самостоятельность, когда нам удобно, но, когда он признает себя самостоятельным, – пусть научится брать на себя ответственность за свои поступки.

Подросток должен иметь право на что-то, от чего-то – иметь возможность отказаться. Этим принципам мы следуем и в нашем лагере ЛиС.  

 Лис2.jpg

LIS CAMP

ЛиС – Люди и События – под таким девизом существует этот проект.

«Ясно Поле»

География ЛиСа – от Болгарии до Беларуси, но теперь мы решили осесть и расположились в экопарке «Ясно Поле» – красивейшем месте на границе Тульской и Московской областей. Здесь мы нашли: 1. Экологию отношений и 2. Экологию педагогики. «Ясно Поле» – это живой, добрый Дом и вкусная еда.

Структура

В этом пространстве размещается наш лагерь, способный перевоплощаться в театр, олимпийский стадион, киностудию, научную лабораторию… 

Что нам важно здесь? Взаимодействие и взаимообязательства.

21 день в большом лагере – это 21 событие. Мы собираем в бригады примерно равное количество девочек и мальчиков со сходным потенциалом, выясняя его из анкет, которые заполняют родители.

В совместной деятельности происходит формирование бригады, и потом от нее идет инициатива. Дети самоопределяются, показывают, кто они, берут на себя преобразование пространства. Например, «мы живем в СССР» или «терпим крушение в Африке». В Крыму мы даже возили с собой генератор, готовясь к встрече с Моррой. Вот такой был момент мистерии.


ЛиС.jpg

Педагоги – мужчина и женщина –становятся для ребят архетипическими папой и мамой и должны быть авторитетными. Часто это те, кто уже прошел наш лагерь. В младшем ЛиСе мы берем педагогов начальных классов, которые знают, что такое психология 8-летних.

Кроме того, есть бригадир – главный помощник педагога, и есть командир – он имеет право приходить на педсовет и участвовать в планировании дня.

К 16 годам у ребят появляется осознание, что они – взрослые. А раз так – бери ответственность на себя: выбирай себе малышей, которых будешь курировать. Теперь ты добровольно соглашаешься потратить свое время на другого человека. Ведь для малышей помпед – это надежда и опора. Потом мы проводим целый обряд посвящения в помпеды и приручения малышей по мотивам истории о Маленьком принце. Лис как герой тоже участвует в этом обряде. Ребята встают друг напротив друга и по шажочку движутся навстречу.

Если нет контакта между выбранным малышом и помпедом – ситуацию прорабатывают взрослые педагоги. В результате возникают глубокие связи, и отношения поддерживаются даже после окончания лагеря.

Творческие дела, которыми занимаются ребята в лагере, – это игры, драматизации, спектакли. Высшей стадией являются мистерии. Это своеобразная инициация, когда инсайт накрывает и детей и взрослых. Как в греческом театре – чтоб Полис почувствовал себя народом, ценности надо всегда пережить совместно.

Когда дети устают друг от друга и наступает кризис, мы организуем экскурсии, походы, играем в спортивные, массовые игры. Например, устраиваем цирк. Или лирические вечера – готовимся, выбираем место, устанавливаем микрофон. потом я произношу несколько вводных слов, и под фоновую музыку происходит волшебство. Говорят, дети не любят поэзию – неправда. Они не любят то, что мы им можем навязать. Часто на наших вечерах они читают свои стихи.

Праздник всех нафань, карнавал, обряд очищения, когда мы ходим ночью с фонарями и можно подольше не ложиться спать, – во всем этом участвуют подростки.

 

Самоуправление

Считается, что подросток не может довести до конца начатое дело. Но лагерь построен на самоуправлении, основанном на деятельности: ребята учатся правильно распределять свое время, участвуют в планировании событий, ставят цели, обсуждают полученный результат, учатся говорить «спасибо» и замечать чужие успехи.

Самоуправление в лагере – это безопасные условия, созданные взрослыми. Но правила игры действуют и для них: никто не может войти к ребенку в комнату без стука, повысить на него голос, не допускается любая форма унижения.

В лагере действуют принципы открытости, нет слежки и доносов. Мы доверяем друг другу, но, если ловим, например, на курении или самостоятельном купании, сразу отправляем домой.  

В первые дни, когда дети получают новые знания, в этом обязательно им помогают взрослые, так как они должны научиться:

  1. Доверять

  2. Понимать, что с этим делать

  3. Пережить успех

Так ЛиС помогает детям и подросткам узнать много хорошего про себя, про ближнего и про мир вокруг.

 



0 142

Email-рассылка

Раз в неделю мы рассылаем самые интересные и полезные статьи для вашего бизнеса!

Комментарии (0) Оставить комментарий