Отзыв Сергея Гевлича о тренинге Билла Степлза

0 831
Отзыв Сергея Гевлича о тренинге Билла Степлза

Сергей Гевлич, директор по развитию бизнеса «Сотовый Медиа Сервис»

Гевлич.jpg

Стратегическое планирование с использованием методов ToP фасилитации

Вернулся со второго тренинга, организованного компанией “Правила игры” в рамках цикла,  посвящённого различным подходам и приёмам фасилитации. 

Первый тренинг был в исполнении Мартина Гилбрэйта. Я об этом писал. Мартин рассказывал о том, как вовлекать сотрудников в процесс оперативного планирования. Разбирали пример организации конференции. Осваивали технологию вопрошания ОРИП и методы работы с липкой стеной.

На сей раз выстраивали стратегию выхода на рынок Фитнес-центра. Точнее, сети фитнес-клубов.

Методы работы с липкой стеной были практически те же. Обсуждение. Создание карточек. По две карточки от группы на стену. Сортировка – сначала пары, потом укрупнение. Использование символов для обозначения кластеров. Называние.

Отметил для себя несколько новых приёмов при работе с липкой стеной. Первый – выстраивание группы в колонку, проклейка колонки скотчем и перенос колонки с липкой стены на обычную в виде ленты. Обалденно! Второй – использование бумажных блоков в виде половины листа флипчарта. Сначала сортируем между блоками, а затем можем передвигать целые блоки. Круто!

Логика работы по стратегическому планированию выстраивается следующим образом:

  • Миссия
  • Видение
  • Противоречия
  • Стратегии
  • План действий

На самом деле, работа начинается с блока “Видение” - все участники процесса проектирования вываливают свои хотелки. Дальше эти хотелки укрупняются. Пока не будет выделено 6-12 крупных направлений. Понравился подход к называнию направлений: “два прилагательных одно существительное” – позволяет не уходить в абстракции, а быть предельно конкретным.

Миссию делаем в самом конце, схлопывая видение. Желательно делать даже после проработки стратегий, поскольку видение может быть скорректировано.

Вторым шагом формулируем противоречия. Хотя, мне показалось, что наша группа больше формулировала блоки, или барьеры. Идея такая. Мы видим цель и рассматриваем препятствия на пути к цели, чтобы понять, что нам делать для устранения препятствий. Ведь если препятствий нет, мы просто берём и делаем – ничто не может служить оправданием того, почему цель не достигнута. При группировке противоречий, для называния группы используем следующую формулу: название препятствия / как это препятствует / чему это препятствует.

Третьим шагом предлагаем способы преодоления препятствий. В этом месте у меня возник когнитивный диссонанс в связи с тем, что большинство предложенного никак не снимало противоречий. А решение, которое создала наша группа и которое реально расшивало несколько противоречий, не было принято коллективом. Все думали о будущем как о продолженном настоящем. В самой технологии ToP заложено противоречие – это технология достижения консенсуса. Возможно, работа с противоречиями требует обострения. Может, надо подраться. Или ещё что-то. Мне кажется, на этапе выработки стратегии нужно было обострять.

Большинство решений, которые Билл называл “стратегиями”, по моему мнению, неправильно называть стратегиями. Либо нужно было для себя сделать поправку, что на этом тренинге в это слово мы вкладываем иной смысл, чем на самом деле. В общем, для меня это был самый спорный блок.

Кроме того, в анонсе тренинга мелькало слово “сценарное планирование” и я ожидал, что на этапе выработки стратегии будут рассматриваться и сравниваться различные сценарии. Но этого не было. Странно.

С блоком перевода “стратегии” в план действий было просто. Но и тут у Билла нашлись интересные приёмы. Например, внутри каждого направления мы формулируем слоган и один главный измеримый результат. Это здорово позволяет удерживать фокус.

В целом, считаю эту технологию практически ценной, но в условиях, когда нужны прорывные решения, основанные на новом видении, она требует доработки. И нужно быть очень щепетильным к называнию блоков, поскольку в этот момент может потеряться нечто существенное или измениться смысл.

0 831

Email-рассылка

Раз в неделю мы рассылаем самые интересные и полезные статьи для вашего бизнеса!

Комментарии (0) Оставить комментарий