Развитие персонала сегодня-завтра

0 70
Развитие персонала сегодня-завтра

- Как много тебе приходилось заниматься обучением и развитием персонала?

- Я работала внутренним HR в разных компаниях, сейчас занимаюсь транформацией корпоративных культур и систем управления компанией в качестве привлеченного специалиста. Работала с самыми разными командами и компаниями. Будучи HR на производственном заводе полного цикла, я с нуля прописывала систему обучения. Для этого мне пришлось изучить все станки с числовым программным управлением. Только потом я смогла описать, систематизировать программу обучения и делегировать сотрудникам, которые это обучение проводили.

 - Существует какая-то зависимость системы обучения от типа управления в компании?

- Конечно. В разных культурах - разные запросы. Там, где царит классическое иерархическое управление, действует принцип: «Все, что не разрешено - запрещено!». Поэтому таким командам необходимо проводить качественное обучение по компетенциям, чтобы сотрудник точно знал, что и как он должен и может делать. В любой спорной ситуации, «не зная, можно ли», человек просто не будет брать на себя задачу. Инициатива здесь может быть серьезно наказуема. Это практика государственных корпораций, банков, крупных иерархических структур. В компаниях с подвижной, живой корпоративной культурой, в том числе в самоуправлении, наоборот: «Все, что не запрещено - разрешено». Человек имеет полную свободу на проявление креатива, волен выбирать свой путь в реализации каких-то задач. Его не нужно учить самим компетенциям, а лишь тому, как работает система.

 - У сотрудников есть запрос на обучение?

- Огромный! Это самая большая ценность для людей, которые устраиваются на работу, как в самоуправление, так и в традиционные компании.

 - Чему, по-твоему, необходимо обучать современную команду?

- Раньше, когда мы говорили про обучение, подразумевали вероятность стать высококвалифицированным специалистом. И все обучение строилось вокруг узкоспециализированных профессиональных навыков. Сейчас на первый план выходит личностный рост. Сотрудникам особенно важно, что они могут самосовершенствоваться в компании, где работают. Любым путем. Компания может оплачивать тренинги повышения квалификации, люди ценят возможность работать в команде с «великими умами», авторитетами в своей области, черпать у них информацию и перенимать опыт. Ценен также коллектив, в котором каждый отдельный человек каждый день совершенствуется. Главное, чтобы в компании были и атмосфера, которая настроена на желание расти, и возможности это делать.

 - Если бизнес совсем скромный, нет бюджета, как быть?

- Личностный рост - это не только крутые тренинги и дорогостоящие курсы. Прекрасно работают даже совсем низкобюджетные инструменты. Например, корпоративная библиотека. Она стоит совсем не много денег. Помню, когда я училась в университете, то подрабатывала в тренинговой компании. У ребят стояла книжная полка с той литературой, которую не достанешь самостоятельно. Мне очень хотелось эти книги прочесть, я нигде не могла их добыть, а у них они были. И меня это восхищало. В нашей компании, к примеру, тоже потрясающая библиотека.

Отличный инструмент - совместные походы на интеллектуально-развивающие мероприятия. Они могут быть недорогими или вовсе бесплатными. Некоторые компании постоянно устраивают конференции по узким темам. Появляется возможность черпать опыт, узнавать другие точки зрения. Это очень расширяет кругозор.

 - Когда правильнее учить сотрудников: в рабочее или личное время?

- Этот вопрос часто вызывает жаркие споры. С одной стороны, логичнее в рабочее, чтобы человек лучше делал свою работу, а с другой - личностный рост открывает для человека новые возможности, значит, он может пожертвовать для этого личное время, а на работе пусть работает.

Я со своей стороны не вижу здесь жесткой зависимости. Мы делаем по-разному. Например, в одной из компаний мы выделяли один час в неделю по пятницам на семинары личностного роста. Вся команда из 350 ребят имела право закончить рабочий день на час раньше и уйти на семинар. Мы собирали обратную связь с ожиданиями, на основании этих пожеланий выбирали компетентных спикеров. Это могли быть собственные сотрудники или ребята из других компаний. Готовили программу и в таком весьма расслабленном формате проводили семинар.

 - Что, по-твоему, лучше: экспресс-тренинги или глубокие длительные программы?

- Все зависит от запроса. Например, мы как консультанты получили запрос на тренинг по работе с энергией. Руководитель подразделения попросила обучить команду. Потребность вроде есть, но она очень поверхностная. Это будет «программа лайт»: однодневный тренинг с инструментами, которые мы людям предложим. Возьмут они или не нет - это их выбор. И второй вариант: когда человек сам понимает, что ему нужно научиться управлять энергией, и он идет к специалисту. Такой запрос прорабатывается значительно глубже. Это будет глубокая трансформация личности. Ведь, если говорить об обучении: я ни в коем случае не принижаю значимость высшего образования, но тенденции таковы, что оно все чаще остается лишь образованием. Люди, пройдя короткие навыковые курсы, уходят в другие профессии и успешно в них развиваются как раз в формате постоянного саморазвития и личностного роста.

 - Насколько индивидуальным должен быть подход для эффективного результата?

- Есть универсальные инструменты: фасилитациифасилитация, модерациимодерация. Они во всем мире одинаковые и работают на всех тренингах. Важно, чтобы тренер сумел оценить, насколько это нужно той или иной команде, и в каком контексте лучше подать информацию. Мы как консультанты вообще не начинаем проект без диагностики. Проводим групповой старт и индивидуальные интервью с топ-менеджерами или специалистами команды. После этого мы проектируем программу сессии, ориентируясь на запрос конкретной группы. На первой встрече мы знакомим заказчика с универсальной программой, а потом она персонализируется.

1.jpg

 - От чего зависит успех тренинга?

- Во-первых, играют роль такие очевидные вещи, как квалификация консультанта, умение довести команду до результата, и т.п. Сейчас один из важнейших факторов успеха - это умение тренера говорить на одном языке с командой. И если этого нет, то команда попросту не услышит, какие бы хорошие вещи тренер ни рассказывал. Также очень важно, чтобы заказчик сам понимал свой запрос. Представим, что я - внутренний HR и хочу развивать корпоративную культуру своей компании. Приглашаю специалиста, чтобы он по спиральной динамике диагностировал компанию и поставил следующие точки развития. Формируя этот запрос, я знаю эту тему, но у меня нет механизмов, которые помогут мне научить команду. Общаясь с тренером, я должна быть в контексте, чтобы не купить кота в мешке. Когда компании покупают консультантов, не зная содержательно, о чем они будут говорить, это большой риск для обеих сторон. Чтобы минимизировать этот риск, нужен этап диагностики. Часто в результате мы получаем не совсем тот запрос, который был сформулирован изначально. Мы находим проблемы, которые являются первоочередными и влекут за собой другие.

 - Какие книги посоветуешь почитать по этой теме?

- Я бы рекомендовала книгу Мэтью Сайеда «Принцип черного ящика» - это книга о том, как классно, полезно и здорово совершать ошибки. И «Спиральная динамика» - именно она объясняет большинство принципов человеческого развития.

 - Какой видится Россия через 10 лет в контексте нашей беседы?

- Я думаю, уйдет акцент на диплом. Посещение человеком кратковременных курсов будет восприниматься работодателем как вполне нормальное основание для его приема на работу. Я не считаю, что высшее образование - это плохо, напротив, это прекрасно. Но если человек отучился на инженера, то совершенно не обязательно, что он всю жизнь проработает инженером. Он в любой момент может поменять свою жизнь, переквалифицироваться, используя любой из огромного количества отличных практических курсов.

0 70

Email-рассылка

Раз в неделю мы рассылаем самые интересные и полезные статьи для вашего бизнеса!

Комментарии (0) Оставить комментарий

Ежемесячный email-журнал
для лидеров организаций будущего
«Бизнес со смыслом»

Подробнее о журнале

III международный форум
«Бизнес со смыслом»

17-18 марта 2018

Узнай все о спикерах,
забронируй лучшие места!

Перейти →

×