Зачем нужны корпоративные ценности компании: Как работает «управление по ценностям»? Часть 2.

0 3643
Зачем нужны корпоративные ценности компании: Как работает «управление по ценностям»? Часть 2.

Когда-то я написала статью «Зачем компании нужны ценности?». Это было 4 назад. Это был крик души на абсурд. Та статья до сих пор остаётся одной из самых читаемых на сайте, и после неё регулярно приходят запросы на проведение идеологических сессий.

Тогда мне казалось, если умные и находящиеся в здравой памяти люди доверяют ценности – «сердце» любой организации – разрабатывать маркетологам (в 90-е), консультантам (в 2000-е), HR-ам (в 2010-е), IT-шникам (да, и такое бывает!), то мир сошёл с ума или на грани. 

Сейчас я не так категорична. Поумнела или повзрослела. А может, лучше поняла законы системы и ценностные уровни. Точнее, отношение к ценностям на разных этапах развития организации. 

Взгляд на корпоративные ценности «четыре года спустя»:

Прочитайте, пожалуйста, до конца. Для вас это может быть: полезным взглядом со стороны опытного консультанта или просто мнением исследователя, замороченного на теме идеологии, любопытного до всего рабочего и эффективного, досконально докапывающегося до корневых причин кризисов и проблем в организации. 

Давайте сразу договоримся: 

ценности – это не формальный элемент «чтобы было» в компании. И они нужны не для сайта и даже не для рекламных буклетов. 

Ценности – это «сердце» организации. Это стержневые принципы, в которые верят сотрудники организации. Это инструмент менеджмента такой же важный, как стратегия или бизнес-процесс продажи. Даже более важный, но... 

Об этих «но» по-порядку:

Когда мы проводим сессии кристаллизации ценностей (именно кристаллизации – это важно). А проводим мы их десятки в год. Итак, когда мы проводим сессии кристаллизации ценностей, то всегда начинаем с вопроса: 

«Зачем нам нужны ценности?»

Ценности необходимы не только для того, чтобы вовлечь каждого сотрудника и бодро начать идеологическую сессию.

Дело серьёзнее. 

Под словом «ценности», каждый понимает своё, и ожидания от ценностей в каждой организации тоже свои. 

Приведу топ-5 самых частых ответов, которые мы встречаем на сессиях:

  1. Чтобы отличать «свой-чужой». 

  2. Это заповеди, которые позволяют не повторять дважды. 

  3. Стержневые правила, общие для всех в организации. 

  4. Руководящие принципы работы, помогающие принимать решение в ситуации неопределенности. 

  5. То, что привлекает «своих» клиентов и партнёров. 

- и это далеко не полный перечень того, чем полезны ценности компании. 

Когда у нас хотят заказать сессию кристаллизации ценностей, чаще всего среди причин называют:

«Я слышал, что компании с рабочими ценностями зарабатывают больше»

«Слишком часто искрит между отделами и людьми»

«Наши ценности давно витают в воздухе, пора формализовать»

«Кажется, пришло время понять, что же нас всех объединяет»

Нет правильного или неправильного ответа на вопрос: «Зачем компании нужны ценности». Но есть примеры мертвых ценностей, которые стали чем-то вроде раковой опухоли организации. 

Неработающие ценности, увы и ах, плохо влияют на патриотизм, делают людей более равнодушными и даже косвенно являются причиной обмана и краж. 

Есть много примеров, когда ценности стали более эффективным инструментом управления, чем регламенты и инструкции. 

Целые системы менеджмента, например Социократия 3.0 и Collab, построены на ценностном подходе. 

Ценности есть всегда. И у человека, и у организации. Они могут быть формализованы и осознаны. А могут быть интуитивны.

Важное из статьи:

1. Договоритесь, зачем вам нужны ценности компании. 

2. Определите, где и как будете использовать ценности.

3. Не надо «разрабатывать» ценности. При таком подходе они будут мертворожденными и искусственными. Ценности стоит кристаллизовать, а ещё лучше выделить ценностное ядро команды. 

4. Ценности лучше формулировать сердцем, а не придумывать головой. 

5. Ценности эволюционируют вместе с личностью и организацией. На каждом этапе в фокусе разные ценности, но ядро сохраняется. 

6. Я не знаю примеров живых ценностей, разработанных умными консультантами или написанных в кабинете первого лица или HR. Но я знаю сотни рабочих, драйвящих и объединивших команду ценностей, сформулированных на командных фасилитационных сессиях.

7. Сами по себе ценности не работают. Поэтому мы всегда завершаем сессии кристаллизации ценностей разработкой системы транслирования ценностей. 

Роль ценностей в успехе организации сильно недооценивают. Это полезный рабочий инструмент повышения эффективности отдельных сотрудников и всего коллектива.

Если хотите получить максимум от ценностей, проведите командную сессию кристаллизации ценностей и разработки системы их транслирования.

Читайте в следующих статьях:

Ведущие ценности на разных этапах развития организации (по Спиральной динамике).

Что такое Система транслирования ценностей и как она работает? 

Интересна тема? 

Изучите глубже спиральную динамику как инструмент создания сильной и светлой корпоративной культуры на тренинге Сергея Бехтерева.

Тренинг Сергея Бехтерева "Спиральная динамика"

0 3643

Email-рассылка

Раз в неделю мы рассылаем самые интересные и полезные статьи для вашего бизнеса!

Ежемесячный email-журнал
для лидеров организаций будущего
«Бизнес со смыслом»

Подробнее о журнале

III международный форум
«Бизнес со смыслом»

17-18 марта 2018

Узнай все о спикерах,
забронируй лучшие места!

Перейти →

×